Сюжет: Воздушные кочевники, Племя Воды, Царство Земли и Народ Огня. Четыре нации были связаны судьбой, когда Народ Огня начал жестокую войну против всех. Прошло сто лет без надежды что-то изменить в этом мире. Народ Огня почти близок к победе в войне. Оказавшись между борьбой и храбростью, юный Аанг понимает, что он — Аватар, обладающий силой повелевать четырьмя стихиями. Вместе с юной повелительницей воды Катарой и ее братом Соккой он отправляется в путешествие.
«Аватар»
Есть какая-то высшая справедливость в том, что практически все последние картины М.Найт Шьямалана лишены порочной самоцели его ранних нетленок. Никаких тебе больше эффектных фирменных твистов, и, пожалуй, за это режиссеру большое спасибо. Все-таки пристально всматриваться в очередную скучную поделку, чтобы уловить тот момент, в который талантливый автор вдруг мутирует в жуликоватого наперсточника — занятие глупое и довольно быстро утомляющее. Особенно сейчас, когда Шьямалан несколько раз подряд убедил своими фильмами, что он не столько Альфред Хичкок, сколько местечковый фокусник с врожденными повадками копииста и не по рангу крупным самомнением.
Зато теперь на работы мастера можно смело отправляться хотя бы за тем, в чем прославленный индус действительно не разочаровывает ни разу — за удивительной, штучной, совершенно неповторимой ересью, на какую в сегодняшнем кинематографе способны лишь редкие смельчаки, ну или явные сертифицированные безумцы. Сложно сказать, кем именно Манодж на самом деле является, но сегодня в своем беззаветном мужестве он напоминает очень трогательное диковинное животное, загнанное жестокими злопыхателями в тесный вольер. Разумеется, эту метафизическую клетку окружили вновь главные враги режиссера: циничные кинокритики, бесстыдно ржущие во весь голос, и несчастные зрители, недоуменно крутящие пальцем у виска.
И никак нельзя сказать, что маэстро отчаивается: каждые пять минут в своей новой картине он выкидывает что-нибудь эффектное, грозно машет в сторону окружающих крепко сжатым кулачком, а под финал открытым текстом говорит о неизбежности сиквела. О самом «Повелителе стихий» довольно сложно что-то говорить, не срываясь в нецензурную лексику. Все уже знают, что это адаптация популярного мультсериала, в основе которого лежит простенькая, но вполне занятная мифология: четыре нации, каждой присуща одна из стихий, также существует способный к перерождению мальчик Аанг — он же Аватар, ему же все эти стихии подвластны. Учитывая тяжкое бремя всех избранных, которым на роду написано восстанавливать баланс и мир на земле, впору бы настроиться на дорогой развлекательный блокбастер, тем не менее, смеем предупредить настроившихся о некоторых все же неожиданностях.
Во-первых, обещанное создателями 3D очень-очень хорошее, но детектируется оно лишь на начальных титрах. Сразу после того, как летающие буковки проинформируют об участниках актерского состава, эффект пропадает напрочь. Во-вторых, с остальными развлечениями здесь не меньший напряг, что уже, в принципе, закономерность. Наверное, из данного сюжетного материала и можно было бы вылепить годный продукт, но Шьямалан слишком эгоцентричен, слишком высокомерен, чтобы делать мейнстрим для детей.
В том сложносочиненном архипафосном бреду, которым ежесекундно бьют зрителя по ушам, опять таится то ли клинический диагноз творца (нечто подобное было в пресловутом «Явлении», когда герой Марка Уолберга до беспамятства заговаривал пластиковый фикус), то ли осознанное возвращение к своим национальным истокам. Чуть ли не любая реплика произносится здесь с невероятной даже для сказок экспрессией: сначала герои впечатляюще раздувают ноздри, через секунду пучат свои большие глазенки, громко и с выражением говорят что-нибудь смущающе неестественное, а потом бросаются в бодренький разудалый пляс, закидывая друг друга файерболами. При этом временами стараешься отвлечься на красивую картинку, хотя талантливого оператора как-то чересчур часто бьют по рукам, чтобы он не вселенной умилялся, а снимал неприятного бритоголового ребенка статичным крупным планом.
Иногда смотреть «Повелителя» становится забавно (помимо диалогов, которые в ближайшее время будут растасканы юмористами-блогерами на памятные цитаты, минут пять зрителю показывают смешного летающего бизона). Но в целом сильно заметно, что Шьямалан достиг той степени просвещенности, когда ему нужно бросать всю эту мороку с фэнтези и психотриллерами, и приниматься уже за самовыражение в жанре классического мюзикла, где не только танцуют, но и поют. Конечно, делать такие прогнозы безнравственно, однако почему-то кажется, что вскоре так оно и будет.